Пояснительная записка
к учебному плану
адаптированной образовательной программы (для детей с ТНР) МБДОУ № 1 г. Азова
2024-2025 учебный год.
1. Нормативное обеспечение учебного плана.
Учебный план МБДОУ № 1 г. Азова является нормативным документом, который
регламентирует организацию образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и составлен в соответствии:
1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (гл. VI.
"Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организация воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи")
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования», гл.2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее
объему»
4. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 «Об
утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
6. Адаптированная образовательная программа МБДОУ № 1 г. Азова для детей с тяжелыми
нарушениями речи от 5 до 7 лет. В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание
речевого и психофизического развития детей.
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителемлогопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством
учителя - логопеда занимаются коррекционно - развивающей работой, участвуют в исправлении
речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель,
инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные
Программой, занимаются физическим, социально- коммуникативным, познавательным, речевым,
художественно-эстетическим развитием детей.
Основными видами деятельности при реализации Программы являются речевая,
коммуникативная и игровая, а основной формой работы с детьми – коррекционно развивающее занятие.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие
специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с
рекомендациями учителя - логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели,
педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному
развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и
творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над
развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий,
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает
воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают
воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников
подключаются к их работе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель - логопед, берущий на себя часть
работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Работу в образовательных области «Физическое
развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по ФИЗО при обязательном подключении всех
остальных педагогов и родителей дошкольников.
Особенности организации коррекционно-развивающей работы.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и
условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь
II период — декабрь, январь, февраль
III период — март, апрель, май
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической
диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми,
совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами
группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.
В старшей группе для детей от 5 до 6 лет логопедом проводится подгрупповая работа (с
подгруппами из 4-х детей) по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам.
В подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) логопед, исходя из возможностей детей, может
проводить 2 раза в неделю фронтальную работу.
Как правило, для фронтальной работы отводятся понедельник и четверг (и в эти дни
подгрупповую работу логопед не проводит), во вторник же и пятницу проводится подгрупповая
работа.
На работу с одной подгруппой детей в старшей группе отводится 20 минут, в подготовительной к
школе группе - 30 минут.
В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине дня или
индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй
половине дня; этот же день отводится для совместных приемов с психологом.
Среда удобна для проведения занятий логопедической ритмикой музыкальным руководителем и
учителем-логопедом, так как в этот день у логопеда нет подгрупповой работы. Вечерние приемы
родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. Все
остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная
работа с детьми.
Продолжительность организованной образовательной деятельности в логопедической группе
сокращенная, по сравнению с группами общеразвивающей направленности. Это делается для того, чтобы
не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов
работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой
группе, а превышение недельной нагрузки на
ребенка недопустимо.
В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группе компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние
каникулы.
Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только
индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной
деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся
музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционноразвивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы.
В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо
восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого
обеспечить более ранний выход детей (на 10— 15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с
массовыми группами.
В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с
октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых и групповых занятий
продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем- логопедом и воспитателями
для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку.
Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий
В подготовительной к школе группе компенсирующей для детей с тяжелыми нарушениями речи
проводится в неделю 18 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных
занятий продолжительностью 25 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и
воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки,
рекомендованной СанПиН. Индивидуальные занятия с учителем- логопедом и воспитателями в сетку
занятий не включаются.
В учебном плане предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с
детьми, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях,
позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент через
занятия по выбору.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по реализации
дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет в группах
компенсирующей направленности - не более 1 раза в неделю (из-за увеличения образовательной нагрузки
за счет проведения коррекционной работы)
Количество занятий по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1 ребенка
Учебный план для детей с тяжелым нарушением речи
Образовательная
область
Базовый вид деятельности
«Физическое
развитие»
Физическая культура
«Познавательное
развитие»
Формирование элементарных
математических представлений
Сенсорное развитие, развитие
психофизических функций
Познавательно-исследовательская
и продуктивно-конструктивная
деятельность
Формирование целостной
картины окружающего мира,
расширение кругозора
Развитие речи
Восприятие художественной
литературы
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыка
«Речевое развитие»
«Художественноэстетическое
развитие»
Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание
Ребенок в семье и обществе,
патриотическое воспитание
Самообслуживание,
самостоятельность, трудовое
воспитание
Формирование основ
безопасности
итого
Коррекционная работа:
Подгрупповые занятия
(понедельник, вторник, четверг, пятница)
Индивидуальные занятия (логопед)
«Социальнокоммуникативное
развитие»
возраст/количество
занятий
5-6 лет
6-7 лет
3
3
1
2
в сетку занятий не
входит
1
1
1
1
2
2
ежедневно
кто проводит
инструктор по
физической
культуре
воспитатель
педагогпсихолог
воспитатель
воспитатель
воспитатель
2
0,5
0,5
2
2
0,5
0,5
2
воспитатель
воспитатель
воспитатель
музыкальный
руководитель
Интеграция с другими образовательными
областями + образовательная
деятельность, осуществляемая в ходе
режимных моментов, в совместной и
самостоятельной игровой деятельности, в
семье
13
14
4
4
3 занятия по 10 мин.
учительлогопед
в сетку занятий
Индивидуальные занятия (воспитатель)
итого:
Дополнительное образование (кружки)
Продолжительность 1 периода организованной
образовательной деятельности
1 половина дня
Продолжительность непрерывно
образовательной деятельности 2 половина дня
3 занятия по 10 мин
17
18
1
1
25 минут
30 минут
50 минут
25 минут
не входит
90 минут
30 минут
Учебный план на 2024-2025 учебный год
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР
5-6 лет
количество занятий
Базовый вид деятельности
кто проводит
Образовательная
неделя
месяц
год
область
Физическая культура
2
8
64
инструктор по
«Физическое
физической
развитие»
культуре
Формирование элементарных
1
4
32
воспитатель
«Познавательное
математических
развитие»
представлений
Формирование основ
1
4
32
воспитатель
финансовой грамотности
1
4
32
воспитатель
Формирование целостной
картины окружающего мира,
расширение кругозора
Сенсорное развитие,
В сетку занятий не входит
Педагогразвитие психофизических
психолог
функций
Развитие речи
1
4
32
воспитатель
«Речевое
развитие»
Подготовка к обучению
1
4
32
воспитатель
грамоте
Восприятие художественной
Ежедневно
воспитатель
литературы
В сетку занятий не входит
Рисование 2
8
64
воспитатель
«ХудожественноЛепка 0,5
2
16
воспитатель
эстетическое
развитие
Аппликация 0,5
2
16
воспитатель
Музыкальный
Музыка 2
8
64
руководитель
«СоциальноСоциализация, развитие
коммуникативное
общения, нравственное
воспитание
Интеграция с другими образовательными
развитие»
областями + образовательная деятельность,
Ребенок в семье и обществе,
патриотическое воспитание
осуществляемая в ходе режимных моментов, в
совместной и самостоятельной игровой
Самообслуживание,
деятельности, в семье
самостоятельность, трудовое
воспитание
Формирование основ
безопасности
Коррекционная работа:
Логопедическое занятие (фронтальное, групповое)
3
12
98
учитель-логопед
Индивидуальные занятия (логопед)
3 занятия по 10 мин.
в сетку занятий
Индивидуальные занятия (воспитатель)
3 занятия по 10 мин
не входит
Музыкальный
Логоритмика
1
4
32
руководитель
Итого
16
64
512
Дополнительное образование (кружки)
1
4
32
Учебный план на 2024-2025 учебный год
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР
6-7 лет
количество занятий
Образовательная
Базовый вид деятельности
кто проводит
неделя
месяц
год
область
Физическая культура
2
8
64
инструктор по
«Физическое
физической
развитие»
культуре
Формирование
элементарных
2
8
64
воспитатель
«Познавательное
математических
развитие»
представлений
Формирование основ
1
4
32
воспитатель
финансовой грамотности
1
4
32
воспитатель
Формирование целостной
картины окружающего мира,
расширение кругозора
Сенсорное развитие, развитие
педагогВ сетку занятий не входит
психофизических функций
психолог
Развитие речи
1
4
32
воспитатель
«Речевое
развитие»
Подготовка к обучению
1
4
32
воспитатель
грамоте
Восприятие художественной
Ежедневно
воспитатель
литературы
В сетку занятий не входит
2
8
64
воспитатель
«Художественно- Рисование
Лепка
0,5
2
16
воспитатель
эстетическое
развитие
Аппликация
0,5
2
16
воспитатель
Музыка
2
8
64
Музыкальный
руководитель
Социализация, развитие
«Социальнокоммуникативное общения, нравственное
воспитание
Интеграция с другими образовательными
развитие»
областями + образовательная деятельность,
Ребенок в семье и обществе,
осуществляемая в ходе режимных моментов, в
патриотическое воспитание
совместной и самостоятельной игровой
Самообслуживание,
деятельности, в семье
самостоятельность, трудовое
воспитание
Формирование основ
безопасности
Коррекционная работа:
Логопедическое занятие (фронтальное, групповое)
3
12
98
учитель-логопед
Индивидуальные занятия (логопед)
3 занятия по 10 мин.
в сетку занятий
не входит
Индивидуальные занятия (воспитатель)
3 занятия по 10 мин
Логоритмика
1
4
32
Музыкальный
руководитель
Итого
17
68
544
Дополнительное образование (кружки)
1
4
32
Расписание образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности (5-7 лет) для детей с ТНР на 2024-2025 учебный год
День недели
Время проведения
9.00-9.20/
Понедельник
Логопедическое занятие (фронтальное)
9.30-10.00
9.30-9.50/
Познавательно-исследовательская деятельность
10.10-10.40
11.00-11.30
Физическая культура на улице
Вторник
Логопедическое занятие (подгруппа)
9.00-9.20/
9.30-10.00
Рисование
9.30-9.50/
10.10-10.40
Физкультурное занятие
10.50-11.25
Познавательное развитие ФЭМП (6-7 лет)
Речевое развитие
15.20-15.50
Среда
9.00-9.20/
9.30-10.00
Рисование
9.30-9.50/
10.10-10.40
Музыкальное занятие
15.15-15.45
Четверг
Логопедическое занятие (подгрупповое/фронтальное)
9.00-9.20/
9.30-10.00
Познавательное развитие ФЭМП
9.30-9.50/
10.10-10.40
Физкультурное занятие
10.50-11.25
Пятница
Логопедическое занятие (подгруппа
9.00-9.20/
9.30-10.00
Конструктивно-модельная деятельность
9.30-9.50/
10.10-10.40
Музыкальное занятие
10.50-11.25
итого:
17 занятий
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Базовый вид деятельности
группа старшего дошкольного
возраста 5 - 6 лет
ежедневно
группа старшего дошкольного
возраста 6 - 7 лет
ежедневно
Чтение художественной
литературы
Конструктивно-модельная
1 раз в неделю
1 раз в неделю
деятельность
Игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Общение (ситуативные беседы)
при проведении
режимных моментов
Дежурство
ежедневно
ежедневно
Прогулка
ежедневно 2 раза в день
ежедневно 2 раза в день
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра
ежедневно
ежедневно
Познавательно ежедневно
ежедневно
исследовательская деятельность
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность
детей в центрах
(уголках) развития
Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика
ежедневно 8-10 минут
ежедневно 10-12 минут
Комплекс закаливающих
ежедневно
ежедневно
процедур
Гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно