Копилка для родителей будущего первоклассника
11.03.2020
12 советов родителям будущих
первоклассников.
Скоро в школу... В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!»
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Что элементарно
должен знать ребенок, поступающий в школу.
Общий кругозор:
"Фамилия, имя.
"Дата рождения.(Число,
месяц )
"Возраст.
"Как зовут
родителей (Ф.И.О)
"Домашний адрес.
"В какой стране
живет.
"Знание животных
(диких, домашних, северных и южных стран).
"Знание растений.
"Знание профессий,
видов спорта, транспорта.
"Быт людей.
"Уметь объяснить
закономерности природных явлений.
"Времена года,
месяцы по сезонам, дни недели.
Мышление:
"Определение
четвертого лишнего.
"Классификация,
обобщение.
"Сходство/различия.
"Умение решать
логические задачи.
"Сложение фигур из
частей.
"Сложение из
счетных палочек.
"Постройки из
кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
Внимание:
"Устойчивость
(сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
"Переключение.
"Распределение.
Память:
"Повтор 10 слов
или цифр.
"Запоминание
картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
"Пересказ текстов.
Речь:
"Артикуляция,
произношение.
"Отвечать на вопросы и задавать их.
"Строить рассказы
по картинкам.
"Сочинять сказки.
"Составлять
предложения.
"Заучивать
наизусть стихи, прозу.
Моторика:
"Правильно держать
ручку, карандаш, кисточку.
"Уметь чертить прямую линию.
"Писать печатную букву по образцу.
"Вырезать из бумаги.
"Аккуратно клеить.
"Рисовать(лепить )как
отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
"Изготавливать
аппликации.
Математические знания:
"Знать цифры (от 0 до 9).
"Называть числа в
прямом и обратном порядке.
"Решать
элементарные задачи на сложение и вычитание.
"Соотносить цифру
и число предметов. "Ориентироваться на листе бумаги в клетку
Советы по развитию речи ребѐнка.
* Постоянно говорите с ребѐнком.
Были в кино, в цирке, на утреннике в детском саду – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребѐнок чувствовал, что вам это действительно интересно.
• Задавайте ребѐнку
вопросы и учите на них отвечать Чтобы речь развивалась – должен быть стимул.
Это ваши вопросы – по пути в садик, на прогулке, при выполнении домашних
поручений. Одно условие – на ваш вопрос ребѐнок должен давать полный ответ (это
требование детям предъявляется с момента поступления в школу)
• Отвечайте на каждый
вопрос ребѐнка.
Во – первых, отвечая на вопросы ребѐнка, вы
поощряете познавательную активность ребѐнка. Познавательный интерес – один из
факторов успешного обучения. Такой ребѐнок легче адаптируется к процессу
обучения в школе: ему интересно учиться, развивается любознательность,
повышается самооценка. Во – вторых, отвечая на вопросы ребѐнка, вы обогащаете
его словарь новыми словами, уточняете понятия ребѐнка.
• Приглашайте в гости
других детей .
В игре, непринуждѐнной
обстановке дети учатся общаться: выражать симпатию, умение договариваться,
объяснять и т.д.
• Учите ребѐнка
пользоваться нормами этикета .
В играх, на примерах
ваших знакомых покажите ситуации, когда нужно говорить «Вы», а когда «Ты».
Постарайтесь, чтобы такие слова, как здравствуйте, до свидания, спасибо и пожалуйста
стали для ребѐнка нормой общения.
• Будьте ребѐнку примером
Не допускайте грубых
выражений в присутствии ребѐнка, пользуйтесь нормами этикета.
• Читайте детям книги
независимо от того, умеет ваш ребѐнок читать или нет – у него обязательно до
школы должны быть детские книги (для дошкольного возраста). Чтение книг
родителями, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию книги, по
иллюстрациям – стимул для овладения родным языком, для положительного отношения
к чтению.
• Готовьте руку ребѐнка к письму.
Подготовка к письму – это не письмо букв, а
развитие мелких движений кистей, пальцев рук. Как это делать? - овладение
навыками самообслуживания: застѐгивание пуговиц, кнопок, молний, завязывание
шнурков. Всѐ это должен делать ребѐнок сам! - игры: мозаика, кубики, пазлы -
перекладывание мелких предметов (аппликация из пластилина и гороха, крупы) -
выкладывание фигур из спичек, счѐтных палочек - шитьѐ, бисер, работа с
пластилином, рисование, раскрашивание (но не фломастерами) - учите правильно держать
ручку (метод – положите перед ребѐнком карандаш перпендикулярно к телу,
заточенным концом от ребѐнка. Щепотью – большим, указательным и средним
пальцами – ребѐнок должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать к
другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность
стола. Пальцы правильно распределятся)
• Играйте с ребѐнком в игры, развивающие речь .
Игра «Наоборот»
Цель – обогащение и
активизация словаря 1-ый игрок называет слово, другой игрок должен подобрать
антонимы. Например, белый – чѐрный, добро – зло, быстро – тихо и т.д.
Игра «Как назвать
одним словом»
Цель – обогащение и
активизация словаря Заботливое отношение - ? (внимание) Человек этой профессии
борется с огнѐм - ? (пожарный) Мышь, медведь, кошка - ? (зверь)
Игра «Сказочник»
Цель – развитие связной речи. Один игрок
начинает сказку – другой придумывает конец.
10 советов родителям, как защитить
детей.
· Научите их никогда не
разговаривать с незнакомцами, если Вас нет рядом
· Научите их никогда и
никому не открывать двери, если дома нет взрослых.
· Научите их никогда не давать по телефону
информацию о себе и своей семье или говорить что они дома одни.
· Научите их никогда и
ни к кому не садиться в машину, если у вас с ребѐнком об этом не было
предварительной договорѐнности.
· Научите их, с раннего
возраста, что они имеют право сказать «НЕТ» любому взрослому.
· Научите их, что
всегда должны сообщать вам куда идут, когда собираются вернуться и звонить по
телефону, если неожиданно их планы поменяются.
· Научите их, если они почувствовали
опасность, убегать так быстро, как только могут.
· Научите их избегать
пустынных мест.
· Установите границы
окрестностей, в которых они могут гулять.
· Помните, что жесткое
соблюдение «комендантского часа» (времени возвращения ребѐнка домой) – один из
самых эффективных способов уберечься от опасностей, которым подвергаются дети
поздно вечером.
Уважаемые родители помните... :
· Если ребѐнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
· Если ребѐнка высмеивают, он становится замкнутым
· Если ребѐнка хвалят, он учится быть благородным
· Если ребѐнка поддерживают, он учится ценить себя
· Если ребѐнок растѐт в упрѐках, он учится жить с чувством вины
· Если ребѐнок растѐт в терпимости, он учится понимать других
· Если ребѐнок растѐт в честности, он учится быть справедливым
· Если ребѐнок растѐт в безопасности, он учится верить в людей
· Если ребѐнок живѐт во вражде, он учится быть агрессивным
· Если ребѐнок живѐт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в
этом мире .
· Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
· Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
· Если к ребенку относятся честно,
он учится справедливости.
· Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
· Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Четыре заповеди мудрого родителя.
Ребенка нужно не просто
любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте
также о том, что воспитание — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов
ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших
ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы
ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать
из ребенка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все
знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны. Никогда не
говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике
20 раз отжимался, а ты — тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные
кораблики, «сечет» в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым
он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и
никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими
детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.
Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между
прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор
о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойденно играет на скрипочке»,
происходит в присутствии вашего ребенка, а вам в ответ похвалиться нечем —
лучше все равно что-нибудь скажите. Например: «А мой Петька плеваться дальше
всех умеет». И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька
знал: вы любите его таким, какой он есть!
3. Перестаньте
шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот, я
старалась, а ты ...», «Я вот лежу, болею, а ты ...», «Я тебя растила, а ты
...». Это, граждане родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж.
Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. Знаете, что
отвечают на подобные фразы 99% детей? «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно
возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил
истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его с места
происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым,
поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого
спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут призвать малыша к стыду
вполне уместно. Ведь на определенном этапе жизни эта эмоция играет важную и
полезную роль тормоза, не позволяющего совершать неблаговидные поступки.
Главное — не забывать,
что у всего должна быть мера. Ребенок учится тому, чему его учит жизнь (Барбара
Л. Вулф)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2020
Дата обновления: 12.04.2020
Дата публикации: 11.03.2020