21.07.2020
Немного из истории...
В поверьях наших предков ветры обычно представали существами одушевленными. У них человеческий облик, они наделены разумом, волей, силой. Обитают ветры в местах труднодоступных, за тридевять земель, в море-океане, на острове Буяне, или в небесных заоблачных царствах. Их множество, но главных четыре. В русских преданиях южный ветер облачен в красные одежды, северный — в черные, западный — в белые, а восточный — в зеленые. Фантазия древнего человека представляла их дующими — выпускающими из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. В других сказаниях ветры трубят в огромные рога, выдувая бури и шторма. Ветер и «дух буен», приносящий град и снег, изображаются в виде окрыленных человеческих голов, дующих из облаков. Крылья, данные ветрам, — символ их быстрого полета. По народному поверью, зимние вьюги бывают оттого, что нечистые духи, бегая по полям, дуют в кулак. В высшей степени интересно украинское предание, утверждающее, что старый ветер сидит с закованными устами… Предание это примыкает к мифу о грозном владыке демонов, который сидит, окованный цепями, и будет освобожден только при конце мира. Сверх того, веянье ветров сравнивали с действием кузнечных мехов в руках бога-громовника и его помощников. Эти мехи — метафора грозовых туч. Никто не знает, чего ожидать от ветров: добра или зла. Они то вредят, то помогают людям, поэтому их старались умилостивить: «кормили» крупой, кашей, мясом, мукою, а в заклинаниях обещали наварить каши и напечь блинов. Поморы, прося ветры надуть паруса, приговаривали:
Сивушки-бурушки, Вещие вороняюшки,
Пособите, дружки, помогите,
Как моего дедушку слухали,
Как моего батюшку слухали,
Послужите и мне верою-правдою, Силою крепкою.
Русские сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбой о помощи как к существам живым и готовым выручить в беде. На день святого Митрофана (4/17 июня) в старину существовал обычай «молить ветер». Старые старухи сходились для этого после заката за околицей и принимались выкликать по ветру, размахивая при этом руками, следующее заклинание: — Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем из гнилого угла, не гони трясавиц-огневиц с неруси на Русь! Ты не сули, не шлика, Ветер-Ветрило, лютую болесть на православный народ! Ты подуй-ка, из семерых братьев старшой, теплом теплым, ты полей-ка, Ветер-Ветрило, на рожь матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга дожди теплые, к поре да ко времечку! Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству христианскому — мужикам-пахарям на радость, малым ребятам на утеху, старикам со старухами на прокормление, а тебе, буйному,
над семерыми братьями наибольшему-старшому, на славу! Ветер всемогущ, как истинное божество. В сказке о Царевне-лягушке эта вещая жена режет полотно на мелкие лоскутки и бросает в открытое окно, причитывая: «Буйные Ветры! Разнесите лоскутки и сшейте свекору рубашку». В другой раз она режет на кусочки шелк, серебро и золото и выбрасывает в окно с приговором: «Буйные Ветры! Принесите ковер от моего батюшки», — то есть чародейка, обращаясь к ветрам, заставляет их приносить облака, в которых поэтическая фантазия видела небесные одежды и ковры-самолеты. В русских заговорах упоминается семь братьев, буйных ветров, и к ним воссылается мольба навеять в сердце девицы любовную тоску, так как они наносят дождевые облака, участвуют в весенних грозах и таким образом помогают любовному союзу неба с землею: «Встану я и пойду в чистое поле под восточную сторону. Навстречу мне семь братьев, семь Ветров буйных. — Откуда вы, семь братьев, семь Ветров буйных, идете? Куда пошли? — Пошли мы в чистые поля, в широкие раздолья сушить травы скошенные, леса порубленные, земли вспаханные. — Подите вы, семь Ветров буйных, соберите тоски тоскучие со всего света белого, понесите к красной девице в ретивое сердце; просеките булатным топором ретивое ее сердце, посадите в него тоску тоскучую, сухоту сухотучую». Плодотворящая сила весенней грозы соединилась и с сопутствующими ей ветрами. Как первый весенний гром пробуждает земную природу (только после его ударов земля, по народному убеждению, принимается за свои роды, и деревья начинают одеваться зеленью), так о весеннем ветре говорят, что он приносит семена (то есть семя дождя) из страны вечного лета и разбивает почки деревьев. Такие олицетворения ветров — отголосок отдаленной языческой старины… Ветры не только дышат на землю теплым веянием весны, принося с собой благодатные дожди: они несут на своих крыльях град и снега, возбуждают и зимние вьюги, и метели. В наших преданиях морозы связываются с бурными, зимними ветрами… Страшны ветры, что обращаются в леших, летящих на тройке быстрых коней-призраков. Но еще страшнее те, которые нападают на людей, вызывая мор («поветрие»), умопомрачение и «трясение членов», язвы, нарывы, опухоли (килы). Для лечения «ветровым духом» болезней обычно призывали колдунов.
21 июля в нашем детском саду прошло летнее развлечение « День ветерка», посвященное этому невидимому существу. На данном мероприятии ребята узнали откуда берется ветер, отгадывали загадки, играли в словесные игры: "Какой ветерок?", "Что умеет делать ветер?" читали стихи о веселом ветерке, наблюдали , экспериментировали, проводили опыты "Как ветерок с морем дружил". Во время наблюдений ребята узнали, что ветер является помощником всех мореплавателей. Дети побывали в роли ветра и устроили соревнование корабликов. Самые маленькие участники навели порядок на площадке и собрали шарики, которые разбросал проказник-ветерок. Все ребята танцевали, играли с вертушками и получили массу положительных эмоций!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.07.2020
Дата обновления: 27.07.2020
Дата публикации: 21.07.2020