26.02.2021
Уважаемые гости!
Приветствую Вас на странице
старшего воспитателя МБДОУ № 1 г. Азова.
Эта страница предназначена для педагогов дошкольных учреждений и родителей воспитанников ДОУ, чтобы познакомиться со мной, познакомиться с рекомендациями по направлениям работы детского сада, перспективным планированием мероприятий, с новинками методической литературы, активно предлагать проблемы для обсуждения и совместно их обсуждать, делиться опытом, пополнять копилку педагогического мастерства, помогать начинающим воспитателям в работе с детьми и их семьями.
Надеюсь, что Вы интересно и с пользой проведете время, продуктивно используете представленные материалы. Желаю каждому из Вас творческих успехов!
"Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей. Профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию...".
Компетенции старшего воспитателя.
- Универсальные компетенции
Обеспечивают фундаментальность подготовки, развитие широкого кругозора в вопросах рынка образовательных услуг, научных основ управления образованием
- Общенаучные компетенции
Предполагают способность старшего воспитателя применять основные законы нормативно-правовых и социально-экономических дисциплин, методы математического анализа и моделирования в исследовании образовательных процессов. Он должен уметь выявлять социально-экономическую сущность управленческих проблем, устанавливать связи между экономическими, социальными, управленческими, образовательными и личностными процессами
- Инструментальные компетенции
Старший воспитатель должен ориентироваться в многообразии управленческих средств и методов решения проблем дошкольного образования, уметь самостоятельно работать в открытом информационно-коммуникативном пространстве, определять инновационные пути и средства развития дошкольного образования, интегрировать информационные технологии в процесс управления ДОО, а также гибко реагировать на образовательные запросы общества, выбирать оптимальные средства их удовлетворения
- Мировоззренческие компетенции
Включают в себя освоение старшим воспитателем культурных ценностей и жизненных смыслов сообщества, определяющего образовательные запросы, осознание их многообразия, специфичности и общности условий обучения и развития детей
- Социальные компетенции
Подразумевают способность организовать команду для решения стратегических и тактических задач ДОО, поддерживать благоприятный психологический климат в ДОО, стимулировать специалистов к повышению уровня своих социальных и профессиональных компетенций, а также умение формировать корпоративный имидж учреждения в социальном пространстве, устанавливать партнерские и конкурентные отношения с другими социальными институтами
- Профессиональные компетенции
Умение изучать, отбирать и творчески применять на практике инновационные технологии и методы образовательной деятельности
- Научно-исследовательские компетенции
Способность инициировать процессы исследования субъектов и объектов образовательного пространства; способность обеспечивать инновационные процессы в образовании; способность активизировать научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность субъектов управления
- Проектные компетенции
Умение проектировать собственную профессиональную и управленческую деятельность, доводя ее до качественного результата, создавать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития детей, обеспечивать повышение профессиональной компетентности педагогов
- Диагностические компетенции
Способность осуществлять поиск адекватных методик диагностики состояния развития ДОО, качества образовательных услуг, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты
- Коррекционные компетенции
Способность оказывать поддержку педагогам в отборе методов обучения, развития, социализации, помощи детям, обеспечивать коррекцию траектории развития ДОО относительно результатов мониторинга деятельности
- Информационно-коммуникативные компетенции
Умение использовать разнообразные средства (языковые, информационные, знаково-символические и т. п.), обеспечивающие качество управленческой деятельности, передавать информацию с целью установления диалога в образовательной среде
- Преподавательские компетенции
Способность организовывать повышение квалификации педагогов в ДОО, применять теоретические и фундаментальные знания в практической деятельности, активизировать личностный потенциал педагогов для их продвижения по индивидуальной образовательной траектории
- Управленческие компетенции
Способность обеспечивать на научной основе управление ДОО; создавать инновационный конкурентоспособный имидж учреждения; управлять развитием корпоративной культуры, процессом обеспечения качества деятельности ДОУ; осуществлять педагогическую экспертизу оценки качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста
- Личностные компетенции
Способность проявлять толерантный стиль поведения в управленческой деятельности по отношению к иной культуре, религии, личности. Умение применять гуманистические методы управления ДОО и персоналом, оказывать психологическую поддержку сотрудникам
- Компетенции профессионального саморазвития
Способность совершенствовать собственный профессионализм, стремиться к вершинам творчества и мастерства, готовность к карьерному росту и конкуренции на рынке образовательных услуг. Способность развивать и проводить самодиагностику, совершенствовать свои управленческие качества, стиль управления
Составляющие имиджа
старшего воспитателя
- Культура поведения: речевой этикет, неречевой этикет
Владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с руководителем, педагогами, детьми, родителями. Поступки, действия, демонстрирующие уважительное отношение к окружающим: стараться не ставить людей в неудобное положение, поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Внешний вид (цветовое сочетание деталей костюма и обуви, аксессуары, прическа и др.)
- Уважение к национальным обычаям и традициям разных народов
Толерантность, уважение разнообразия
- Принцип педагогической этики:
педагогическая справедливость.
- Профессиональный педагогический долг
Педагогическая справедливость, профессиональный долг, педагогическая честь и авторитет. Своеобразное мерило объективности деятельности старшего воспитателя, уровня его нравственной воспитанности ( доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в оценках поступков коллег, общественно полезной деятельности и т. д. Творческое отношение к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению своих профессиональных знаний, повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к коллегам, другим субъектам образовательного процесса, умение разрешать конфликты.
Осознание своей значимости, общественное признание, уважение моральных заслуг и качеств
- Профессиональная честь
Честь старшего воспитателя проявляется в процессе выполнения профессионального долга. Моральный статус старшего воспитателя среди коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый специалист регулирует деятельность педагогического коллектива.
- Педагогический авторитет
Зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки старшего воспитателя и определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.
Организация методической работы в ДОУ
Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.
Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Единомышленник– основное желание старшего воспитателя – сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Творец – постоянно находится в творческом поиске.
Организатор – создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Дипломат – нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
Изобретатель – новатор, источник идей, информации.
Стратег – старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.
Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса. В нашем ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя.
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Планирование
Старший воспитатель осуществляет планирование:
- годового плана ДОУ;
- перспективного плана по разделам программы;
- перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
- перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.
Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
- выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
- уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
- мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Организация воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
- распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
- организацию работы педагогов;
- обеспечение выполнения программы;
- постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Работа с педагогами
Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
- анкетирование;
- консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
- педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
- открытые просмотры, взаимопосещения, показ занятий воспитателем;
- обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
- в нашем ДОУ прочно закрепилось ежедневное подробное консультирование начинающих воспитателей по подготовке к занятиям, которое является в данном случае прогнозирующим и опережающим контролем. Этот вид контроля позволяет старшему воспитателю до начала работы представить этапы работы и предполагаемый результат.
- организация работы «Школы молодого воспитателя»;
- участие педагогов в работе методических объединений;
- повышение квалификации педагогов.
Контроль
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
- систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
- по графику посещает занятия в группах;
- следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом – важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
- информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
- подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
- налаживание контактов с социокультурными учреждениями.