Консультация для педагогов на тему «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»
20.02.2024
Замечательным
отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в
нём станут для детей прогулки – походы, экскурсии, целевые прогулки.
Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут
способствовать совершенствованию движения.
Каждой
прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная
работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр,
занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают
специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на
случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.
Медицинская
сестра дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния их
здоровья и уровня физического развития, комплектует специальную походную
аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного
поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.
Перед
проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам
сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес.
Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.
При
подготовке прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки нужно обратить внимание
на одежду детей. Она должна быть легкой дети должны одеваться с учетом погоды и
сезона. Содержание прогулок-походов, целевых прогулок, экскурсий зависит от
выбранной тематики. Если позволяет погода, воспитатель может организовать
наблюдения за насекомыми, птицами, сбор природного материала.
В июне
пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и другие растения.
Чтобы познакомить с их разнообразием, красотой организуются 3-4 целевые
прогулки. Детям нужно показать подорожник, вьюнки, гусиную лапчатку. Рассказать
почему мы их так называем. Колокольчики привлекают внимание детей. Интересно
наблюдать как на ночь и перед дождём колокольчики смыкают лепестки. На целевых
прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с
наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков
растений. После таких целевых прогулок на луг хорошо прочесть книги: «На лугу»
Г. Ганейзер; «Наши цветы» Е. Серовой.
В
течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес. Во время прогулки в лес
дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые растения: кипрей,
иван-да-марья. Здесь же надо обязательно рассказать о ядовитых растениях:
вороний глаз, бузина, волчье лыко и др. Знание детей о растениях леса можно
уточнить и расширить при чтении книги «Цветы леса» М.М. Соколова-Микитова.
Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки, с выходом за
пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. На этих прогулках
малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может
ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается
длительное время.
Один
из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия. Во время
экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы,
сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с
требованиями жизни и как природа служит людям.
Экскурсии
делятся на природоведческие и сельскохозяйственные. Природоведческая включает
вводную беседу, коллективное наблюдение индивидуальные самостоятельные детские
исследования и сбор природного материала, игры детей с собранным во время
отдыха материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог,
обращает внимание детей на общую картину природы.
Основная
часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи.
Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов
и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки,
стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет
наблюдения своим рассказом и пояснением.
Полезно
в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По
окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить
любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе
природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует
строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят
только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи
бережного отношения к природе.
Во
время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают, используют для игр и
упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по описанию», «найди растение по
листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети закрепляют знания о характерных
особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают название
растений и их частей.
Сельскохозяйственные
экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в оранжерею и т.д.
Такие экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и
животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может наблюдать
и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.
Экскурсии
на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. В
заключение экскурсии обобщаются впечатления о работе на донном объекте.
При
проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с детьми педагоги
должны соблюдать определенные правила безопасности.
Во-первых,
предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующей ДОУ.
Во-вторых,
четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее
оборудование. В набор необходимого снаряжения входит легкие индивидуальные
рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и
взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр,
самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить
место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для
мусора.
В-третьих,
обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей,
должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.
В-четвертых,
одежда и обувь всех участников должна соответствовать сезону и погодным
условиям.
Данные
формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе,
развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и
бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями
родного города.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА:
1. П.К. Саморукова «Как знакомить
дошкольников с природой»
2. Журналы: «Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения» №11 2009г., №5 2011г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.02.2024
Дата обновления: 26.02.2024
Дата публикации: 20.02.2024